Создай свой блог на WebBlog.ru/
WebBlog.ru | Создать блог | Каталог блогов | Новости WebBlog.ru | 30 последних записей

Урал

November 16, 2008 - Церковь Иоанна Предтечи — вне времени и пространства

Церковь Иоанна Предтечи Красносельская находилась за городом, в ближайшем к нему Красном селе. Храмозданная грамота на ее основание дана 22 декабря 1715 года. Но заложена была эта церковь только спустя шесть лет. Причина такого долгого ожидания неясна: желание и средства у храмоздателей солепромышленников Суровцевых были в достатке. В 1721 году в Соликамск по приглашению братьев Суровцевых прибыл епископ Вятский и Великопермский Алексий. Именно он поставил крест в основании церкви. Издавна Суровцевы владели в этом месте землей, некоторые представители династии жили там, занимаясь хозяйством и отойдя от солеварения. Но храма, даже деревянного, не строили — хватало соликамских церквей. К началу XVIII века Суровцевы скопили значительный капитал, став одними из самых богатых солепромышленников округи. Захотелось, по примеру дворянских усадеб, построить свой храм с особенной церковной архитектурой и на своей земле. Что и было сделано. Начали постройку довольно быстро, уже 22 августа 1728 года был освящен нижний храм церкви во имя святого мученика Иоанна Воина. Дальнейшее строительство, в связи с кончиной одного из братьев Суровцевых, остановилось. Так и осталась церковь на долгие годы с одним нижним теплым храмом. Скоро село Красное перешло другому владельцу. Оно стало частью приданого Настасьи Павловны Суровцевой, в 1731 году выданной замуж за Григория Акинфиевича Демидова. Демидов заложил близ церкви свой знаменитый, один из первых в России, ботанический сад. На архитектуру вообще, и на церкви в частности, он не считал нужным тратиться и храм достраивать не стал. В 1772 году село Красное у наследников Демидова купил крупный уральский заводчик и … А вот так церковь выглядела в 19 веке солепромышленник Алексей Федорович Турчанинов — известный в округе любитель церковного зодчества и архитектуры — и первым делом достроил церковь — возвел верхний летний храм во имя Иоанна Предтечи. Была обновлена настенная живопись нижнего храма, заказаны строгановским мастерам иконы. Церковь приобрела законченный облик, напоминая своим силуэтом плывущий корабль. Архитектор В.В. Косточкин назвал ее «величественным творением рук человеческих». Она замечательно вписалась в соликамскую церковную архитектуру, замыкая архитектурный ритм с запада. От других церковных построек Иоанно-Предтеченская церковь отличается своей объемно-пространственной структурой. Хотя план храма традиционен для своего времени — четверик на квадратном основании, с равной ему по ширине пятигранной алтарной апсидой, но высота четверика, на сомкнутом своде которого высится двухъярусный восьмигранный барабан с луковичной главкой, несоразмерно огромна. Колокольня шестиярусная, состоит из нескольких убывающих кверху восьмериков, опирающихся на высокий, двухъярусный четверик. С запада к колокольне примыкает двухэтажная паперть. Замечательна декоративная обработка стен церкви, создающая впечатление легкости и праздничной нарядности. По углам четверика выступают пучки трехчетвертных колонн, со второго этажа переходящие в одиночные, более крупные и высокие колонны. Благодаря им здание словно устремляется вверх. Нижний этаж отделен профилированным карнизом с фигурными кронштейнами, он опоясывает здание с трех сторон. Верх храма завершает схожий с ним карниз с опускающимися вниз частыми треугольными выступами. Крупный рисунок наличников окон в нижнем этаже повторяет наличники Крестовоздвиженского собора и Вознесенской церкви — волюты с загнутыми навстречу друг другу завитками, между которыми вставлены филенчатые постаменты. Обрамление окон второго этажа отличается, хотя не менее интересно. На фронтонах наличников сложные пальметты между склонившимися навстречу змеевидными завитками. Венчающие части наличников третьего яруса схожи со вторым, там те же пальметты, но змеевидные завитки прорезают фигурные бусины. Церковь славилась наружным видом и внутренним убранством, но более того — своим гармоничным звоном. На ее колокольне было 18 колоколов, подобранных с особой тщательностью по тонам. Самый большой колокол, весом в 320 пудов, назывался Бурлом. Колокол поменьше, в 140 пудов, носил наименование Лебедь. Третий по весу, стопудовый, назывался Веселил. Надписи на них были схожими: «Господина дворянина титулярнаго советника и заводчика Алексея Феодоровича Турчанинова супружница Филицата Степановна с детьми соорудили сей колокол благовестный в вотчинное свое село Красное к храму Рождества пророка и Предтечи Господня Иоанна во второе по кончине супруга своего лето 1788 в вечное души его и всех предков поминовение». Жертвователями были наследники Турчанинова, что позволило их потомкам в 1856 году потребовать снятия колоколов с Красносельской церкви и переноса их в Сысерть. Дело усугубилось еще и тем, что к тому времени прихожан в церкви было очень мало. Турчаниновы вывезли почти всех своих людей в Екатеринбургскую округу на новые заводы. В селе Красном осталось «18 дворов с 80 душами мужеска полу». Церковь, не поддерживаемая пожертвованиями, приходила в упадок. Чтобы спасти положение, ее в 1845 году приписали к городскому Троицкому собору. Службу в ней вели редко. Но колокола отдать прихожане не захотели. Соликамское городское общество обратилось к епархиальному начальству с просьбой сохранить церковь Иоанна Предтечи со всем принадлежащим ей имуществом и обязалось «содержать храм в должном благоустройстве». Просьба была удовлетворена, однако посягательства на колокола не прекратились. Спустя десять лет ситуация повторилась, и храм чуть не лишился своего звона. В 1860-х годах в Перми строилась новая церковь, и владельцы Сысертских заводов обратились в комитет по ее строительству с предложением добиться разрешения на перенесение трех больших колоколов из Красносельской церкви, «потому что означенные колокола остаются без употребления, за редким совершением богослужения, а также потому, что для звона по сей церкви имеется достаточное число других колоколов». Указом Синода было дано на то разрешение, но с оговоркой: «если на сие воспоследует согласие местных прихожан». Не дожидаясь согласия, светские власти распорядились снять колокола и перевезти их в Пермь. Дело чуть не дошло до рукопашной. Соликамцы грудью встали на защиту своего достояния. К тому времени церковь уже не бедствовала, она имела свои доходы — ежегодно по 150 рублей серебром, и служба в ней, хотя и редко, проводилась. Она отличалась от прочих приходских церквей только тем, что не имела особого штата служителей. Колокола остались на Красносельской церкви. В XIX и начале XX века соликамцы жертвовали на храм свои средства. Большое внимание Красносельской церкви уделяли солепромышленники Рязанцевы. В 1868 году в ее церковные старосты был выбран Василий Александрович Рязанцев. Он на свой счет отремонтировал главу храма, незадолго до того снесенную бурей, перекрыл железом всю кровлю, обновил церковь снаружи и внутри. Рязанцев потратил более 2 тысяч рублей. Но в 1877 году погорела значительная часть верхнего храма. В.А. Рязанцев опять пожертвовал на ремонт и устройство почти 2 с половиной тысячи рублей. Красносельский женский монастырь. Вид с реки Усолки. Фото 19 века (архив СКМ) В 1891 году при церкви была основана Иоанна-Предтеченская женская община. Устроителями ее выступили братья И.А. и В.А. Рязанцевы, выполняя желание своего отца Александра Васильевича, незадолго до того умершего. На содержание общины они внесли капитал в 10,5 тысяч рублей и арендовали на 24 года пахотную землю. После революции и гражданской войны монастырь, за неимением средств, упразднен. Церковь передали под детский дом — так называемый «детский городок». Уничтожили иконостас, забелили росписи. В храме устроили спальни и учебные классы. В 1930 году в здании разместился клуб ОГПУ. Тогда же президиум горсовета постановил: «Разобрать колокольню на Красном». По неизвестной причине постановление не было выполнено. Вероятно, колокольню спасло то, что клуб ОГПУ скоро покинул здание. Так и стояла церковь с колокольней, но без крестов. В годы войны в ней устроили химзавод, позднее — ватную фабрику. В начале 1980-х годов горсовет постановил отдать здание церкви под автомастерскую. Это постановление осталось на бумаге. В начале 1990-х церковь Иоанна Предтечи ожила. Был произведен огромный ремонт, реставрационные работы. Восстанавливали церковь поистине всем миром. Это первый возрожденный храм города.

<- Last Page :: Next Page ->

About Me

Про путешествия на Урал - все об Урале

Recent Posts

По островам «Архипелага ГУЛАГ» на реке Глухая Вильва
ГУЛАГ: страшные страницы политических репрессий
Чувал: один из лагерей «архипелага ГУЛАГ»
Воскресенская церковь — центр Соли Камской
Дом Воеводы — символ былого величия
Архангельская церковь — проста и красива
Преображенская церковь — красота монашеской простоты
Спасская церковь — в честь Спаса Нерукотворного
Церковь Жен Мироносиц — история любви в камне
Церковь Иоанна Предтечи — вне времени и пространства

Links

Home
View my profile
Archives
Friends
Email Me

Friends

WebBlog.ru
counter
WebBlog.ru
Скриншот сайта apostolosandreas.ru